Календарь Харптоса

Календарь Хартпоса назван в честь своего создателя, волшебника Харптоса, жившего много лет назад. Используется на большей части Фаеруна.

Год состоит из 365 дней, он разделён на 12 месяцев по 30 дней, которые в грубом приближении соответствуют месяцам земного грегорианского календаря.

Год на Фаеруне состоит из 365 дней: 12 месяцев, в каждом ровно по 30 дней, плюс пять дней, которые не считаются частью ни одного месяца. Это особые дни. Високосный год соблюдается исключительно из соображений удобства – в такой год добавляется еще один особый день – все долгосрочные обязательства обычно связаны с этим днем.
Месяцы делятся на три части по десять дней каждая. Называются они по-разному – ивы, десятидневки, домены, хьяры или райды – в зависимости от того,  где именно в Королевствах вы находитесь. Самое распространенное название – райды.

Месяцы Фаерунского календаря в пересчете на грегорианский:

Номер    Название                             Просторечное название                        По грегорианскому календарю
1           Хаммер (Hammer)                 Разгар зимы (Deepwinter)                      1 – 30 января
            Макушка зимы (Midwinter)                                                         31 января
2          Альтуриак (Alturiak)              Коготь зимы (The Claw of Winter)            1 февраля – 2 марта
3          Чес (Ches)                            Месяц закатов (of the Sunsets)               3 марта – 1 апреля
4          Таркаш (Tarkash)                  Месяц гроз (of the Storms)                     2 апреля – 1 мая
            День Зеленой травы (Greengrass)                                             2 мая
5          Миртул (Mirtul)                      Месяц таяния снегов (The Melting)         3 мая – 1 июня
6          Киторн (Kythorn)                   Время цветов (The Time of Flowers)       2 июня – 1 июля
7          Флеймрул (Flamerule)            Разгар лета (Summertide)                      2 июля – 31 июля
            Солнцеворот (Midsummer)                                                        1 августа
            День Щитового схода (Shieldmeet)                                            2 августа *
8          Элесиас (Elesias)                   Солнце в зените (Highsun)                    2 – 31 августа
9          Элейнт (Eleint)                       Угасание (The Fading)                           1 – 30 сентября
            Праздник урожая (Highharvestide)                                             1 октября
10        Марпенот (Marpenoth)             Листопад (Leaffall)                                2 – 31 октября
11         Уктар (Uktar) Умирание (The Rotting) 1 – 30 ноября
            Пир Луны (The Feast of the Moon) 1 декабря
12         Найтол (Nightal)                     Завершение года (The Drawing Down)     2 – 31 декабря

* Праздник Щитового схода празднуется только в високосный год и приходится на день, следующий за Солнцеворотом.

Ежегодные праздники:

Макушка зимы – еще называется Разгаром Зимы (Deepwinter) – середина зимы, на это время приходятся самые суровые холода.
День Зеленой травы – официальное начало весны. Даже если на улице в этот все еще лежит снег, священнослужители и знать раздают людям цветы, выращенные в помещениях. Также цветы бросают на землю в качестве приношения богам, чтобы вызвать лето.
Солцеворот – еще называется Ночь Макушки лета или Долгая ночь – время застолий, музыки и любви. Погода редко портится в эту ночь.
Праздник урожая – отмечает начало осени. Обычно его отмечают обильными застольями, которые иногда длятся все время сбора урожая.
Пир Луны – еще называется Лунным пиром (Moonfest) – отмечает приход зимы. В этот день почитают умерших.
Щитовой сход.
Один раз в четыре года в календаре появляется дополнительный день, также как в грегорианском календаре появляется 29 февраля. Он не добавляется ни к одному из месяцев, а следует сразу за Солцеворотом. В этот день отмечают особенный праздник – Щитовой сход. В этот день знать и простой народ собираются на совет, в этот день заключают и продлевают союзы, подтверждают старые клятвы и договоры. А еще проводят турниры, состязания и испытания для тех, кто жаждет прославиться (или рискует ославиться).
Летоисчисление
Годы (или точнее зимы) обычно имеют имена, общие для всех Королевств. В каждом королевстве и городе-государстве летоисчисление, обычно, свое: годы считают от воцарения очередного сюзерена или династии, а иногда – от основания города или королевства. В результате выходит кошмарная мешанина дат, которая ставит в тупик обычных людей и ужасно раздражает ученых. Самые известные системы летоисчисления в Васте:

Летоисчисление Долин (ЛД) (Dalereckoning (DR)). Летоисчисление Долин ведет свое начало от Года Зари (Year of Sunrise), с момента заключения мирного соглашения между людьми и эльфами, жившими тогда в лесу Кормантор (Cormanthor), расположенном в северной части Фаеруна (в центре этого леса был построен эльфийский город Миф Драннор (Myth Drannor)). В знак союза между двумя расами эльфы Кормантора и люди, называвшие себя Народ Долин (Dalesfolk), воздвигли знаменитый Стоящий Камень (Standing Stone). По условиям договора Эльфийский Двор (Elven Court) позволил людям заселять районы редколесья. В некоторых текстах, особенно не связанных напрямую с историей Долин, этот способ летоисчисления называется Летоисчислением Свободных Людей (ЛСЛ) (Freeman's Reckoning (FR)). Этот календарь широко распространен по Фаеруну, но за его пределами не используется. Во всех источниках по Забытым Королевствам даты указаны по Летоисчислению Долин.

Кормирское Летоисчисление (КЛ) (Cormyr Reckoning (CR)) – отсчет лет ведется от момента воцарения Дома Обарскир (House Obarskyr), который по сей день правит этим могучим государством. 25-летняя разница между двумя системами летоисчисления вызывает большую неразбериху в датировке событий давней истории. Временные шкалы и календари, созданные в ту эпоху, часто используют обозначение ЛД (DR), но датируют основание Кормира 1 г. ЛД, вместо 26 г. ЛД. Эта путаница вполне объяснима, учитывая то, что данные системы действуют на двух соседних территориях и активно распространяются по свету уроженцами третьей (торговцами Сембии), граничащей с ними обеими. Но далеко не одному ученому мужу приходилось в отчаянии биться головой об стол от невозможности разобраться в такой мешанине.

Северное Летоисчисление (СЛ) (Northreckoning (NR)): эта система используется в Глубоководье, отсчет лет ведется от того момента, когда Агейрон (Ahghairon) стал первым здешним правителем. Существует и более архиачный способ подсчета лет – Летоисчисление Глубоководья (ЛГ) (Waterdeep Years (WY)), но он сейчас практически забыт, и наткнуться на упоминания о нем можно только в древних текстах.

Календарь Малхоранда (КМ) (Mulhorand Calendar (MC)): это один из самых древних календарей Королевств. Отсчет лет ведется с момента основания, предположительно малхорандским богом, Скальдом, Города Теней (Skuld, the City of Shadows)– столицы Малхоранда.

Нынешнее Летоисчисление (НЛ) (Present Reckoning (PR)): в попытке избавиться от запутанных старых систем летоисчисления и с одобрения таких достойных личностей, как Келбен Арунсан по прозвищу Черный Посох (Khelben ”Blackstaff” Arunsun) и Вангердааст Кормирский (Vangerdahast of Cormyr), была предложена новая. Ее распространением в настоящий момент занимаются Арфисты (Harpers). Отсчет лет в ней ведется от Эпохи Бед.
Драконий Календарь (ДК) (Dragon Years (DY)): древний способ летоисчисления, в котором отсчет ведется не по годам, а по поколениям драконов (на каждое поколение отводится по 200 лет). Каждые десять поколений, т.е. две тысячи лет – эпоха одного цвета. Каждые 2 миллиона лет – эпоха драконов одного типа.

Летоисчисление Каринта (ЛК) (Karinth Reckoning (KR)): эту ныне забытую систему давным-давно использовали в Сарбринаре (Sarbreenar). Кто такой или что такое «Каринт» уже и не помнит никто, как и то, какой, собственно, нынче год по Летоисчислению Каринта.
Перечень лет (The Roll of Years): еще один способ избежать путаницы с датами – дать каждому году уникальное имя, единое для всех Королевств. Для этого был создан Перечень Лет – названия взяты согласно предсказаниям знаменитого Пропавшего мудреца Сумасшедшего Огатры (Augathra the Mad)

Фестивали и Праздники Уотердипа

Так как Уотердип лояльно относится ко всем религиям, культам, сектам, национальностям и расовыv группам, то почти каждый день отличается праздником одной из групп, и ни один десятый день не обходится без праздника в пригородах. Город Роскоши долго терпит такие празднества, так долго, пока участники не начинают нарушать закон или .мешать торговле Однако, вдобавок к обычным фестивалям, присущим Календарю Харптоса, в Городе Роскоши празднуются и свои, особые, праздники

День Алейрона: Празднуется в первый день Элизиса в честь дня рождения Старого Мага. Этот праздник не затрагивает жизнь города (кроме закрытия Суда Лордов). Праздник отмечается тихо: народ собирается в тавернах, произносит множество тостов в честь бога, барды исполняют баллады, посвященные, очень любимому в народе, Старому Мary, к стенал Башни Ахгейрона, к Памятнику или к алтарю Дожа Чудес возлагают фиалки. Публичный Лорд часто посещает таверны и гостиницы в разных жестах города, чтобы пожелать людям добра - Пиргейрон не отказывается от этих походов, хотя в это вредя его дважды пытались убить.

Благословение Орил: Этот день сильно влияет на городскую жизнь, народ пытается задобрить Холодную Деву и больше похож на настоящий церковный праздник. Отмечается в день первого зимнего мороза. Почти все горожане надевают белую одежду, никто не ест и не продает горячую еду, да и уличных торговцев почти нет. В прошлом столетии один молодой, непочтительный и довольно пьяный отпрыск благородного семейства внес новую традицию в празднование Дня Орил (Auril s Day): шествуя от Сторожевого Утеса, закутавшись в белые одежды (под которыми ничего больше нет), .мужчины и женщины, держат свой путь, через весь город, в Северный Район и выходят через Западные Ворота на берег. Оттуда они прыгают в ледяные воды Моря Мечей , принося тепло своею тела в жертву Холодной Богине.

Парад Флотов: Отмечаемый в последние десять дней Чеса, этот морской праздник чествует море, морскую торговлю и морских богов. Основные события происходят в Портовом районе, хотя и Жгучая Бутыль  в Морском Районе получает достаточно большую прибыль. В программу праздника входят: соревнования по гребле (в них участвуют как частные суда, так и корабли флота), ежегодный Бал Кораблестроителей в Доме Кораблестроителей и спонсируемый гильдиями праздничный фестивальный зал в Медном Кубке. Любой корабль, вошедший в гавань во вредя Парада Флотов, платит зa стоянку в порту 1 золотую монету в день, а не стандартную плату. Эти деньги уходят в Моря Чести - дань для Амберли .

Ночь Ллииры: Отмечается на седьмой день Флэймрула. Этот фестиваль в честь Леди Радости длится всю ночь, свивая клубок из танцев по всему городу. Свет Полярной Звезды  освещает ночь. Праздник спонсируется Лордами, местным духовенством Ллииры и различными знатными домами. Множество карнавальных сцен становятся централи дикого и беззаботного танца и других увеселений, находящихся под покровительством Ллииры.

Информация о календаре и летоисчислениях взята с форума Город Мастеров, перевод - gala

Отредактировано Sheddah (2008-02-17 11:56:26)